21.04.2015 01:00
0
601

В чём вина севастопольских школьников - партизан? Постскриптум.

 В помещении Союза архитекторов Севастополя открылась выставка работ Заслуженного архитектора Украины Георгия Григорьянца. Об этом замечательном событии я надеюсь рассказать подробно.
- Раньше мы входили в Союз архитекторов Украины, - говорит Георгий Саркисович, - а с возвращением в Россию получили право на свою городскую организацию, и решили, что архитекторы периодически должны отчитываться за своё творчество. У меня здесь частично охвачен двадцатилетний период работы в Ташкенте и двадцатипятилетний - в Севастополе.
- Все стены заполнены эскизами. Скажите, а какой процент из них воплощается в жизнь?
- Увы, около 90% наших задумок обычно не осуществляется.
- 13 апреля на "Информере"
http://ruinformer.com/page/v-chjom-vina-sevastopolskih-shkolnikov-partizanov
была опубликована очередная статья о памятнике Школьникам-партизанам. В прошлом году мы с Вами беседовали о нём. С тех пор, как несколько лет назад Вы безвозмездно передали инициативной группе, ратующей за его создание, свой эскиз, дело с мёртвой точки не сдвинулось. Что Вы можете сказать об этом памятнике сегодня?




- Моё мнение прежнее: в данном сквере не должно быть монументального памятника, как ныне там стоит высокий Сенявин. Памятник должен быть с метр примерно, чтобы люди могли подходить, склонять голову... Я предложил пятигранник со звездой. Каждая грань означает год войны, где написаны имена погибших детей.
- А Вы читали отзывы к предыдущим статьям на эту тему? "Пентаграмма, тайные знаки, зомбирование"?..
- Мне кажется, это придумывают бездельники. На самом деле всё это в севастопольских традициях небольших мемориальных памятников. Здесь лавр, здесь изящный кипарис.... Это сооружение не влияет ни на памятник Казарскому, ни на мемориальную стену...



- Хочу признаться, что этот вариант мне очень нравится. Но критики Ваши жестокие говорят, что нам достаточно одной свечи на Горпищенко, что Вы повторяетесь...
- Ой, господи, эта свеча появилась недавно. Кипарисы растут долго. Раз в 50 лет их можно заменять. Ну давайте посадим не кипарис, а плакучую иву, например. Давайте там цветы посадим, давайте сделаем зелёную подушку, как во Франции делают, давайте вообще ничего сажать не будем... Но мне кажется, что там обязательно должен быть вечнозелёный живой куст. Это же Крым.
- У Вас ведь идея живого дерева говорит, во-первых, о Крыме, а, во-вторых, о возрождении...
- Конечно, это же памятник крымским детям!



- И тем не менее, я уже начинаю опасаться, что мечта наших ветеранов о нём не воплотится в жизнь. Зато на днях в городе будет установлен очередной монумент - памятник Князю Потёмкину...
- Что касается памятника Князю Г. А. Потёмкину-Таврическому, то мой вариант своего часа ждёт с 1995 года. Мне он видится именно на первой площадке Синопской лестницы. На этой лестнице, ведущей к штабу, просто влитая точка для монумента. В результате получается очень красивый курдонер.
Князь в дорожной одежде. Он очень любил классику, поэтому постамент я сделал в виде вот такой классической колонны с каннелюрами. В то же время она похожа на пушку, потому что Потёмкин был воин. На постаменте его герб.



Места установки там, где был Одуванчик, где-то напротив банка могут предлагать электрики, но никак не архитекторы-градостроители. Но ни с севастопольскими специалистами, ни с самими севастопольцами даже не считают нужным посоветоваться. У нас можно собрать с десяток архитекторов, среди которых есть высококлассные специалисты (три из которых носят звание Заслуженных), сделавшие много памятников, типа Адольфа Шеффера, и спросить их мнения. Но нам же даже сам памятник не показывают!
- А Вы кому-то предлагали свой вариант?
- Я понимал, что сразу после Екатерины и скандала с украинскими властями этого делать нельзя. Не время было.
- К счастью, мы дождались лучших времён, когда и о Потёмкине можно вспомнить.
- Да. Но вот как вышло с памятником святителю Николаю Чудотворцу, что в Камышовой бухте. Одноимённый храм построен по моему проекту, но памятник перед ним неожиданно для меня отвергли. Взяли какой-то обрубок камня и поставили на него готовую скульптуру Николая от РАО РЖД. Вместо того, чтобы этому предприятию по своему прямому назначению железными дорогами заниматься, они создают Фонд Андрея Первозванного и памятники ставят.
- С мечом! Что многим не нравится.
- Именно! А у меня он, как видите, стоял на соответствующем постаменте и держал только копию храма, рядом с которым находится



- А помните, было предложение в Екатерининском сквере сделать аллею из памятников представителей свиты Екатерины и начать с Потёмкина?
- Да, что-то типа санкт-петербургского, но мне кажется, не надо всех её друзей, любовников, и прочих героев собирать в одном месте. Памятник Суворову у нас есть. Но не ставить же нам памятник Платону Зубову!
- А в Инкермане?
- Не забывайте, что любой памятник организует городскую среду, формирует какую-то площадь. В Инкермане можно установить мемориальный памятный знак. А Потёмкин заслуживает отдельного памятника в одном из самых лучших мест Севастополя. Ведь идея с Крымом его. Но имя князя вычеркнули из всех советских учебников. Даже место его захоронения неизвестно!
- И кто у нас сейчас решает такие вопросы?
- Никто. Там какой-то Градиевский, какое-то Агентство стратегических иницииатив Чалого... На самом деле это какое-то левое проектное бюро. Какая стратегия, если предлагают то памятник, то скверик, то клумбочку?.. Стратегия - это промышленность, создание рабочих мест, экономика города, направление его развития... Очень тяжело...
- Действительно тяжело. Не понимаю, почему такое отношение к нам и к городу.... Меня это страшно угнетает. Как так получается, что мнением местных признанных специалистов, живущих здесь много лет, знающих историю, хорошо ощущающих пространство пренебрегают? Как можно привезти в город, да не просто в город, а в Севастополь! готовый памятник и потом искать, где его поставить?! Это, на мой взгляд, нонсенс.
- Это традиция. Приходит новый император. За ним идёт команда, в которой любимчики, в том числе и архитекторы. Возьмите талантливейшего архитектора Растрелли. У него были великие творения при Елизавете, а при Екатерине его сделали никчёмным.
Тут я не совсем согласна с визави. Можно понять новую власть, меняющую бывших придворных на новых из политических соображений. Но беда, если новая команда набирается лишь по принципу её преданности идее без учёта профессионализма. Та же Екатерина, отказавшись от услуг Ф. Б. Растрелли, привлекла к работе других не менее талантливых архитекторов: Ж. Б. М. Валлен-Деламота, А. Ф. Кокоринова, И. Е. Старова, В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, А. Ринальди и многих других, создавших шедевры, достойные своих предшественников.
Дай Бог, чтобы на сей раз нам с памятником Князю Потёмкину повезло. Однако тенденция налицо: на смену Станиславу Чижу и его талантливым и признанным коллегам, настоящим патриотам Севастополя привозить таких "великих" архитекторов из Омска-Томска и даже Мухосранска, как горько пошутил Георгий Григорьянц, которые в состоянии лишь оскорблять нас чем-то наподобие железных сердец с тромбами в виде замков.
Если таким образом у нас пытаются сформировать ещё одну пагубную традицию, то не пора ли сказать ей своё твёрдое нет? Пока не поздно.



Контакты

99057, г. Севастополь.
ул. Юмашева,
д. 15, кв. 16
+7 978 127 80 11
ermakova-ta@mail.ru